Азбука зодчества: Введение в историческое изучение архитектуры

Принято считать, что архитектура – сложный для восприятия вид творчества, а отсутствие в ней нарратива часто отпугивает тех, кто только приступает к изучению истории искусств. Вместе с тем, любой достойный архитектурный памятник является носителем бесконечного объема информации о культуре своей и предшествующих эпох, равно как и источником эстетического наслаждения для всякого, кому знаком невербальный художественный язык зодчества.

Интенсивный летний курс будет интересен тем,  кто хотел бы получить базовые знания об архитектуре как одном из видов искусств.

По окончании курса слушатели будут уметь описывать, анализировать и понимать архитектурные произведения, их композиционный строй и смысловое наполнение. В качестве «опорной хронологической решетки», без которой невозможно систематическое изучение истории искусства, учащиеся познакомятся с краткой историей стилей европейского зодчества и некоторыми закономерностями их возникновения и развития.


Начало курса 11 июля, окончание - 27 июля. Занятия по понедельникам и средам, с 19.10 до 22.20.

Объем - 24 часв, стоимость 11 000, для студентов РГГУ - 8 000 р.


Курс читает Кавтарадзе Сергей Юрьевич

Для записи нужно заполнить форму

 

Программа курса:

Лекция 1. Ордер как универсальная метафора архитектуры.  

Лекция посвящена древнейшей и простейшей строительной конструкции, в науке называемой «стоечно-балочной системой», а на самом деле представляющей каменное или деревянное подобие буквы «П». Каждый народ искал свой способ оформления и украшения таких сооружений. Наиболее универсальное решение нашли древние греки. С тех пор история европейской архитектуры неразрывно связана с ордером – так была названа эта художественная система. Он стал эффективным инструментом в руках талантливого архитектора, с помощью которого можно решать самые разные творческие задачи: выражение масштаба постройки, членение композиции в гармоничных пропорциях, проектирование ритмического строя, придающего архитектурному произведению четвертое, временное измерение. 

Лекция 2. Арка, свод и купол.

На этом занятии будет рассказано об арке – выдающемся достижении в области строительных технологий, позволяющем перекрывать гораздо большие пространства, чем это позволяла стоечно-балочная система, и о тех художественных изменениях в архитектуре, которые повлекло за собой внедрение этой конструкции. За изобретением арки последовало создание целой «азбуки» сводов различных форм и свойств и соответственно, новых типов зданий, прежде всего сакральных. Арка породила и купол – круглое перекрытие, как нельзя лучше отражающее представления о небесной тверди и о божественном мире за ней. Однако прогресс не стоит на месте. Изобретение железобетона в середине XIX века предоставило зодчим невиданные до того возможности и привело к рождению новой, модернистской эстетики. 

Лекция 3. Масса, пространство и другие формальные категории.

Мы привыкли иметь дело с материальной составляющей архитектурного образа. Стены, перекрытия, украшения на стенах, то есть архитектурный декор – вот то, на чем в первую очередь останавливается взгляд. Между тем, историки искусства и сами архитекторы давно оперируют двумя категориями: во-первых, массой, то есть всем тем, что перечислено выше, во-вторых, — пространством, «пустотой» как внутри постройки, так и вокруг нее, которая также обладает огромной художественной выразительностью. Различаются и другие категории «чистой» формы, абстрагированной от эпохи, в которой родилось то или иное сооружение  и от смысловых нагрузок. В лекции будет рассказано о том, как их классифицировал знаменитый швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин. 

Лекция 4. Храм, Город и Град Небесный.

Лекция посвящена тому, что такое храм в представлении народов авраамических религий, то есть иудаизма, христианства и ислама. У идеи храма есть своя, символическая история, не во всем совпадающая с тем, чем занимаются археологи и искусствоведы. Начинается она с камня, навеявшего Иакову знаменитый сон про ведущую в небо лестницу. Потом, через скинию Моисееву – «храм-палатку» для странствий по пустыни – приводит к истории строительства иерусалимского Храма, то есть Храма Соломона. Далее уже сам Священный Город становится местом поклонения и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Наконец, христиане, не имея возможности регулярно посещать эти святые места, возводят в разных странах множество Новых Иерусалимов, а также приходят к идее, что на небесах праведников тоже ждет прекрасный город – Иерусалим Небесный. Остается добавить, что такие таинственные сообщества, как тамплиеры или масоны, также посвящали себя служению Храму, когда-то построенному на горе Сион. 

Лекция 5. Язык европейской архитектуры (история стилей).

На данном занятии слушатели смогут по-новому взглянуть на историю европейской архитектуры. Они познакомятся с общепринятой терминологией, позволяющей обозначать тот или иной период в развитии западной культуры, и с отличительными признаками различных стилей. Прежде чем обратиться к греческой и римской античности, стоит вспомнить о ее предыстории – эгейских цивилизациях (Минойской и Микенской). Древнегреческое искусство прекрасно иллюстрирует теорию о трех этапах в развитии всякого стиля стадии развития (архаика), зрелости (высокая классика), и эстетского увядания (эллинизм). Архитектура Древнего Рима лучше подходит для доказательства гипотезы Г. Вёльфлина о том, что всякая эпоха имеет свою классику и своё барокко. Далее последует рассказ об этапах средневекового зодчества – раннехристианские сооружения, романика и готика, а затем – о ренессансе и барокко. 

Лекция 6. Язык европейской архитектуры Нового Времени.

Восьмое занятие продолжит тему, начатую на предыдущей лекции. На этот раз речь пойдет о северном, французском варианте ренессанса и его переходе не к барокко, как в Италии, а к классицизму. Далее мы обратимся к XVIII веку, к рококо и ранней неоклассике. XIX век, через ампир, эклектику и ар-нуво подведет нас к двум основным течениям первой половины века XX – оставшемуся верным историческому наследию ар-деко и модернизму во всех его ипостасях. Закончится данная лекция все еще актуальным постмодернизмом, рассказом о соотношении философского деконструктивизма с его архитектурным тёзкой и знакомством с самыми последними тенденциями в мировой архитектуре.